Православные педиатры о посте. Народные традиции и здоровье ребенка: Советы врача-педиатра православного священника

Однажды к Иисусу Христу подошел человек, сын которого был немым и страдал припадками бешенства. Он был одержим злым духом. Этот человек уже приводил своего сына к ученикам Господа, но они не могли его исцелить. Иисус Христос исцелил больного, а ученики потом, наедине, спросили Его:
- Почему мы не могли освободить больного от злого духа, мучившего его?
Иисус ответил им:
- Духа зла можно изгнать только молитвой и постом. (Мк. 9, 17-29).
Вот и началось это особенное время в году. Время, которое должно нас подготовить к Пасхе Христовой, к Светлому Христову Воскресению. О его важности и значении говорит нам само его название - Великий пост. Почему-то многие думают, что пост - это просто дни, в которые надо отказаться от мясных и молочных продуктов. А зачем Богу нужно, чтобы человек постился: одни продукты ел, а от других отказывался. Какой в этом смысл? Конечно, смысл любого церковного поста, и Великого в особенности, не в отказе от какой-то еды. Смысл его в том, чтобы помочь человеку соединиться с Богом. Соединение с Богом - это вообще главный смысл жизни православного христианина. Но за каждодневной суетой, за мелочами человек иногда забывает думать о главном. Как же помочь ему сосредоточиться? Специально для этого Церковь и установила четыре поста в году. И особое место среди них занимает Великий пост - время подготовки к Пасхе. А как же достичь этого соединения с Богом? Для этого существуют разные средства. Одно из них - телесный пост. Оказывается, если человек разумно ограничивает себя в еде, то он укрепляется духовно. Через воздержание он учится управлять самим собой, своими желаниями и инстинктами. Он становится господином своего тела, а не рабом своих сиюминутных желаний. Для этого же Церковь призывает нас во время поста отказаться от всего того, что развлекает нас в свободное время. Например, от просмотра развлекательных телевизионных программ. Исключение можно сделать для программ полезных, познавательных, православных. В свободное время можно почитать жития святых или сходить в храм. Всё это поможет сосредоточиться для главного. Но, дорогие мои, ни отказ от мяса и молока, ни отказ от развлечений не соединит нас с Богом, если не будет при этом самого главного. А что же это самое главное? Это - покаяние! Покаяние - это тот чудесный ключик, который открывает человеку врата в Царство Божие, соединяет его с Отцом Небесным и дарит жизнь вечную. Но покаяние - это не просто признание и перечисление своих грехов или плохих поступков. Смысл покаяния станет более понятен, если мы обратимся к значению этого слова. По-гречески слово «покаяние» звучит как - metanoia, то есть «перемена мысли». Это изменение,переход человека в другое качество. До покаяния был человек грешным, а покаялся и стал Божьим. Был в Божьем винограднике засохшей веточкой, которую только и оставалось - отломить, а покаялся, и ожила эта засохшая веточка, зазеленела. Вот что такое покаяние! А чтобы помочь человеку ощутить необходимость покаяния и соединения с Богом каждый год в дни Великого поста Церковь вспоминает великого учителя покаяния - святого Андрея Критского. В первые четыре дня начала поста (понедельник, вторник, среду и четверг) на Великом повечерии читается во всех храмах покаянный канон преподобного Андрея. Только вслушайтесь в эти простые, исходящие из самого сердца слова: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? …воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог. «Душа моя! Хватит спать! Проснись! Покайся! И пощадит тебя Господь Бог!»

Омытая, обновленная слезами покаяния душа по окончании Великого поста с радостью сможет встретить самый светлый праздник в году - Воскресение Христово. Но, чтобы мы могли по-настоящему испытать пасхальную радость, нам надо приготовить себя. Для этого мы и вступаем на путь поста. И да поможет нам на этом пути Господь наш Иисус Христос! Мы знаем, что молиться значит обращаться к Богу и что без молитвы, без постоянного обращения к Богу, христианину было бы очень трудно жить. Пост всегда означает определенную перемену в нашем образе жизни. Когда наступает пост, мы стараемся больше молиться, чаще ходить в церковь, углубляться в церковную жизнь, отказываться от некоторых видов еды, от лишних удовольствий и развлечений. Эта еда, или удовольствия сами по себе не плохие, не грешные. От плохого надо всегда удерживаться, а постом мы стараемся отказываться от такого, что в другое время мы не считаем плохим. Почему мы это делаем? Поститься - значит учиться подчинять, покорять, заставлять слушаться в себе то, что "мне хочется", тому, что "я должен", подчинять свое тело своей душе. Мы все бываем иногда плохими, недобрыми, но мы стараемся быть хорошими, стараемся быть такими, какими нас учит быть Господь Иисус Христос. А это не так легко, это не дается само собой и требует от нас многих усилий. Когда мы постимся, отказываемся от той еды, которую особенно любим, или от удовольствий и развлечений, заставляем себя делать то, что нам не легко, то укрепляем наши силы в борьбе духа с телом. Как спортсмены или атлеты должны тренироваться, чтобы достичь успеха, так и христиане должны укреплять свою волю и силы в борьбе со всем, что в них не от Бога. Поститься надо смиренно, не хвастаясь этим, не осуждая тех, которые не постятся. Иисус Христос сказал: "Когда поститесь, не будьте унылы (грустны, скучны), как лицемеры (притворные, неискренние люди), которые принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться постящимися... А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое (т.е. будь радостным), чтобы поститься не перед людьми, а для Бога". А великие святые нашей Церкви учат нас, что поститься надо незаметно для других. Лучше даже съесть что-нибудь не постное, чем осудить или обидеть другого человека, который не постится.
ЛЕСТВИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА
Понедельник первой седмицы — начало Великого поста.
Считается, что длительность Св. Четыредесятницы — 40 дней — восходит еще к Ветхому завету. Господь наш Иисус Христос пребывал в пустыне, постясь и размышляя об избранном пути, тоже 40 дней, во время которых его пытался соблазнить дьявол. Вот и последователям Иисуса полагается выдержать внутреннюю битву с сатаной в эти дни — а дьявол, как правило, не пренебрегает случаем потерзать постящихся. Впрочем, если в древности пост отличался совсем уж чрезвычайной строгостью, кое-где не разрешалось временами есть и даже пить воду, то в наши дни вполне можно потерпеть на крупах, овощах и т.д. Православная Русь свято чтила Великий пост. В этот день разом смолкали все песни, оскудевал только что ломившийся от вкусных и обильных яств стол. Принятый на себя, как подвиг, добровольно, для спасения души пост просветляет душу, дает новые силы и открывает путь на небо, к Богу. Потому так радостно откликается душа на призыв Церкви к покаянию. На всем протяжении Великого поста по церковному уставу не разрешается вкушение мясной, молочной пищи и яиц.
На первой неделе Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверг на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преп. Андрея Критского. Это торжественное и печальное творение, изумительное по глубине смысла и по красоте пения и слога. По окончании каждого стиха канона читается припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Девять песен канона разделены по дням на четыре раздела и каждая приводит душу в трепет. «Душе моя, душе моя, восстани, что спишь? Конец приближается и будешь смущена. Воспряни от сна, и пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и все Собой наполняющий». Канон святого Андрея Критского — яркий пример того, как мало значит перевод богослужения со славянского на русский язык. Для человека, впервые пришедшего в храм и не бравшего в руки Библию, даже самый лучший перевод ничего не даст, потому что там главное не слова — а образы.
1-я неделя Торжество Православия
В первое воскресенье Великого поста церковь вспоминает, как кончилось гонение на святые иконы в 9 веке.
2-я неделя Свят. Григорий Палама
Во 2-е воскресенье Великого поста церковь вспоминает св. Григория Паламу (14 век), учившего о том, как Дух Святой просвещает человека во время земной жизни.
3-я неделя Вынос Креста
Чтобы укрепить нас в трудах Великого поста, за всенощной, в конце 3-й недели на середину церкви выносят Святой Крест для поклонения.
4-я неделя, крестопоклонная Св. Иоанн Лествичник
Св. Иоанн Лествичник жил на горе Синай в 6 веке и учил, что духовная жизнь - лестница, ведущая к Богу.
5-я неделя Св. Мария Египетская
В пятое воскресенье Великого поста церковь вспоминает св. Марию Египетскую, покаявшуюся грешницу, проведшую 40 лет в пустыне.
6-я неделя Страстная. Вход Господа в Иерусалим.
Народ радостно приветствовал Христа, когда Он шел в Иерусалим на страдания.

Великий пост служит приготовлением к главному празднику в году - к Пасхе, Светлому Христову Воскресению. И чтобы достойно встретить праздник Воскресения Христова, во время Великого поста мы каемся и стараемся очиститься от грехов, привести в порядок нашу жизнь. В пост мы должны быть особенно внимательны к своим мыслям и делам. Это дни, когда верующие люди отказываются от всевозможных развлечений ради служения Богу - во спасение своей души. Какое же это хорошее, спокойное и чистое время - Великий пост! Мы стараемся чаще бывать в церкви, больше молиться. В эти дни за богослужением звучит очень красивая и строгая молитва, во время которой все, кто находится в храме, кладут земные поклоны. Это покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Господи и Владыко живота моего! Это значит: «Господи и Владыка жизни моей!» «Живот» по-церковнославянски значит «жизнь», Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Не даждь ми - значит «не дай мне». От чего же мы просим Господа нас избавить? От праздности. Праздность - это лень, ничегонеделание. Уныние - тоже лень, только уже душевная, когда человек печалится, теряет надежду на Бога и забывает молиться. Любоначалие - это любовь к начальствованию, стремление властвовать над другими людьми; празднословие - пустые слова, болтовня. Итак: «Не дай мне склонности к лени, унынию, властолюбию и пустой болтовне», - просим мы Бога.
После этого прошения положено сделать земной поклон.
Читаем дальше. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Мы просим Бога даровать нам целомудрие, чистоту души; смиренномудрие - убеждение, что всё, что мы имеем, - это от Бога, и все, что мы делаем хорошего, - мы совершаем только с Божией помощью. Итак, мы просим Господа даровать нам чистоту души, смиренномудрия, терпения и любви.
После этого прошения снова кладём земной поклон.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Что такое «Ей»? Здесь это значит «да». Царю - это обращение, так же, как и Господи. Зрети - значит «видеть». «Да, Господь и Царь, дай мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего. Потому что благословен Ты во веки вечные. Аминь».
Здесь, в конце молитвы, в третий раз делаем земной поклон.
Так вот о чем мы молимся Богу во время Великого поста - об очищении нас от грехов и об утверждении нас в добродетельной жизни. Вот что самое главное - видеть свои грехи, свои плохие поступки и не осуждать других людей; не стремиться властвовать другими, а учиться властвовать собой - своими чувствами и поступками.
Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышлением.
Чтоб и душу Тебе посвятить,
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.
Научи Ты меня соблюдать
Лишь Твою милосердную волю.
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.
Всех, которых пришел искупить
Ты Своею Пречистою Кровью,
Бескорыстной глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить.
(автор неизвестен)

Сегодня всё больше людей начинают соблюдать пост или хотя бы придерживаться несколько умеренных взглядов на питание во время поста. А можно ли и детям соблюдать пост? Нужно ли это? Если да, то с какого возраста и как правильно это сделать? Мы решили подготовить на эту тему материал, который может вам пригодиться.

На вопросах религии и веры в своей статье мы заострять внимания не будем, затронем лишь вопросы питания. А поможет нам в этом специалист из НИИ педиатрии.

Для начала рассмотрим, что же такое пост? Обычно пост представляют, как воздержание от принятия пищи и питья. Разными религиями запрет на прием всякой пищи или отдельных ее видов (чаще всего мяса, рыбы, молочных продуктов, яиц) устанавливается по-разному. Но главный смысл поста в воспитании силы духа, то есть пост должен способствовать преобладанию в верующем духовных, возвышенных стремлений над чувственными, телесными. Пост часто предшествовал крупным решениям и подвигам, служил средством покаяния, выражением печали, так как помогал сосредоточиться на какой-либо проблеме. «Истинный пост, - учит святитель Иоанн Златоуст, - есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Это возможность отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о более важном и значимом - без всего этого пост становится всего лишь диетой.

Наиболее строгие посты в православии и в исламе, а вот в католицизме и англиканстве их число незначительно. Точно не известно, когда в христианстве были установлены определенные дни воздержания и поста. Эти дни, как и предписания, регламентирующие количество и виды дозволенной пищи, в разные эпохи могли варьироваться. В соответствии с древней христианской традицией во время постов дозволялось есть лишь раз в сутки, однако со временем обычай добавил к этой единственной трапезе еще и легкую вечернюю еду, а затем и небольшую утреннюю. На Западе в постные дни предписывалось главным образом воздержание от мяса; на Востоке практика ксерофагии ("сухоядения") подразумевала запрет на вкушение мяса, рыбы, яиц, молока, сыра, масла и вина.

В современном мире идёт тенденция к постепенному уменьшению количества и смягчению суровости постов и других форм воздержания, предписываемых законами церкви. Стали принимать во внимание возраст, состояние здоровья, бедность, тяжелую или продолжительную работу и меняющиеся социальные условия, в результате чего церковь требует строгого соблюдения постов лишь от сравнительно узких групп людей и освобождает других. Практика православных постов невероятно развита - по традиционному церковному юлианскому календарю в отдельные годы число постных дней доходит до двухсот. Они приурочены к православным праздникам, образующим годовой богослужебный круг, и делятся на многодневные и однодневные. В дни поста воздержание должно быть всестороннее: от житейских развлечений и увеселений, супружеских отношений, употребления спиртного, бурного проявления страстей и отрицательных эмоций.

Католический пост имеет два вида - воздержание от употребления мясных продуктов («воздержание», «абстиненция») и ограничение приёмов пищи в течение дня, когда дозволяется только одна сытная трапеза и две более лёгких («пост»). Посты у протестантов совершаются по возникновении необходимости - при болезнях самих верующих или их близких, в трудных жизненных ситуациях, при принятии ответственных решений в жизни, для разрешения сомнений, для укрепления в вере, перед совершением серьезных событий в жизни и др. Обычно посты не бывают очень длительными - чаще всего не более трех дней. Пост в исламе бывает 2 видов: обязательный в месяце «Рамадан» (установленный по шариату в 624 г., вошёл в число обязательных канонов) и рекомендуемый. В период поста мусульмане ежедневно от восхода солнца и до его заката отказываются от приёма пищи, питья, курения и пр. Но специфика поста в исламе заключается в том, что ограничивает не состав пищи, а время её принятия (как и в раннем христианстве)

В современном мире у некоторых народов идёт возрождение забытых традиций, а в других, ребёнок воспитывается семьёй и традиции прививаются ему с рождения. Многие родители, чьи дети «плохо едят», сами того не замечая, изо дня в день перекармливают их. Что при этом происходит? Не просто снижение аппетита и плохая усвояемость пищи. Весь огромный запас внутренних телесных сил тратится не на сопротивление болезням и воздействию внешних неблагоприятных факторов, а на расщепление чрезмерного количества вводимой в желудок пищи. Со временем организм ребёнка не успевает вывести лишнее и происходит самоотравление. Плохо, когда потакают прихотям ребенка, и дают ему только то, что он любит. Вредно также приучать детей к слишком сладкой, вкусной и изысканной пище: она должна быть питательной, но простой. Наконец, как уже говорилось неоднократно, нельзя заставлять ребенка есть насильно, без чувства голода. Правильно, если ребёнок приучен сидеть за столом вместе с остальными членами семьи.

Значение поста состоит в том, что он воспитывает волю ребенка: учит его побеждать нехорошие желания и дурные привычки. С первых лет ребенка предупреждают об опасностях: «Нельзя снимать головной убор на солнце!», «Нельзя гладить кошку!». Сначала эти запреты связаны с охраной жизни и здоровья ребенка. Позже, когда ребёнок подрастет, «нельзя» становится связано и с понятием греха. Хочется взять чужое? Ударить сверстника? Взять сигарету и закурить? Нельзя даже если никто об этом не узнает и не накажет... Для того, чтобы противостоять этим и многим другим греховным желаниям, ребенок должен уметь управлять своей волей. А научиться этому он может, смиряя ее в том, что кажется порой мелочами. Прежде всего, в отношении к еде, которая занимает столь значительное место в нашей жизни. Святитель Феофан Затворник говорит, что дитя, незнающее отказа в пище и привыкшее в этом отношении руководствоваться только своими желаниями, привыкает к своенравию, что, конечно, очень сильно осложнит его дальнейшую жизнь. «Дитя многожелательно; все его занимает, все влечет к себе и рождает желания. Не умея различать доброго от злого, оно всего желает и все, что желает, готово выполнить. Дитя, предоставленное самому себе, делается неукротимо своевольным. Потому родителям строго должно блюсти эту отрасль душевной деятельности. Самое простое средство к заключению ее в должные пределы состоит в том, чтобы расположить детей ничего не делать без позволения».

Ребенку бывает трудно отличить голод от прихоти, особенно если его перекармливали. Если ребёнок живёт в атмосфере соблюдения постов, то ему легко и самому начать их соблюдать. У православных христиан сначала это соблюдение среды и пятницы, затем длительные посты, временный отказ от каких-то видов пищи, от лакомств. Это удивительно дисциплинирует ребенка, воспитывает его волю. Когда такой ребенок пойдет в школу, попадет в детский коллектив и неизбежно столкнется с греховными примерами, ему очень пригодится привитый постом навык воздержания.

Соблюдать длительные посты православные дети обычно начинают с окончанием периода младенчества - то есть по достижении семи лет. Именно в этом возрасте ребенок впервые приступает к таинству Покаяния - начинает регулярно исповедоваться. Пост и у маленького ребенка должен быть осознанным. Пусть это будет плод его детской веры, его собственное желание и подвиг. Решая проблему длительных постов для ребенка, родителям следует учитывать особенности его физического здоровья и психики. Хорошо также, если они смогут посоветоваться с православным врачом или с опытным священником. Но при серьезных внутренних патологиях (особенно заболеваниях желудочно-кишечного тракта) в посте делают послабления. В отдельных случаях больные дети во время поста могут есть кисломолочные продукты, или рыбу, или яйца. Бывает, что детей с хроническими заболеваниями в Великий пост лишают только мяса и сладкого. Некоторые родители, когда никакой отказ невозможен, с благословения священника, лишают ребенка блюда, которое он особенно любит... Дети, с младенчества привыкшие к однодневным постам, будут более подготовлены и к длительным, которые продолжаются по несколько недель.

Сегодня все больше наших соотечественников соблюдают пост. Конечно, в первую очередь - Великий. И если пост взрослого человека воспринимается как «религиозные убеждения» или «мода», то детский пост нередко считают «варварством». Так ли это? Поститься детям - зачем? Как? Не опасно ли для здоровья? Предлагаем мнение доктора, интервью со священником и опыт поста "всей семьей".

Мнение доктора

Начнем с самого острого вопроса. Пост - и здоровье ребенка. Здесь мы можем обратиться к мнению врачей - и обнаружить: как во многих других вопросах, единственного ответа мы не найдем. Так, распространено мнение, что ребенку (до завершения подросткового периода, т.е. примерно до конца школы) совершенно необходимо ежедневно употреблять определенное количество мясных и молочных продуктов.

Но есть и другая позиция. Известный московский педиатр с более чем пятидесятилетним стажем, к.м.н. А.М. Тимофеева в своей книге «Беседы детского доктора» пишет:

«Бытует мнение, что только мясные продукты могут обеспечить все необходимое для растущего организма и насытить его, что мясные продукты

полезны как старым, так и молодым, больным и здоровым... А как вообще правильно питаться? Это очень серьезный вопрос. Надо учитывать не только состояние окружающей среды, но и климат, географическое положение, религиозные воззрения каждого народа.
В России всегда были приняты очень большие перерывы в приеме мясной пищи... Ели каши, овощи, ягоды, грибы.... Не стоит ли вернутся к опыту прошлых лет? Очень многих болезней можно было бы избежать, правильно организовав питание.
Детям полезно иметь не менее двух вегетарианских дней в неделю, а в остальные дни мясные блюда должны не употребляться не чаще одного раза в день...
...Вы убедитесь, что кишечник начнет нормально работать, исчезнут такие неприятные явления как вздутие живота, отрыжка, тяжесть в правом предреберье, запоры... Подобное питание предохранит детей от многих хронических заболеваний пищеварительной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, и особенно от аллергических состояний» (с. 92-93).

Когда начинать поститься - об этом А.М. Тимофеева говорила в интревью, данном нашему сайту:
«Во время поста можно спокойно снять мясное уже в том возрасте, когда ребенок начинает переходить на такую пищу. Я никогда не видела, чтобы отсутствие мяса приводило, как считает официальная медицина, к малокровию, к снижению прибавки в весе. Если дети не едят в пост мясного - у них аллергия снимается! И облегчается процесс пищеварения... Если ребенку больше двух лет, и у него какие-либо аллергические проявления, то ему просто необходимо убрать не только мясо, но и молоко. Рыбку можно давать. Здесь нужно посоветоваться с духовником. Если благословит - я легко снимаю и рыбу - это только на пользу малышу. И для беременных пост тоже полезен» См. http://www.roditelinfo.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6&Itemid=11

Таким образом, если вы соласны с подобной позицией, можете спокойно поститься всей семьей, невзирая на возраст ее членов - исключая грудного малыша, который будет, конечно, продолжать есть мамино молоко. Но если вы считаете, что лишаете вашего ребенка полноценного питания, да еще неизвестно ради чего - лучше, конечно, изучить вопрос более тщательно. Ведь отвечаете за вашего ребенка только вы сами.

Духовная сторона вопроса - интервью со священником

Но не кормить ребенка мясом, может быть, и молочными продуктами - это не пост. Это вегетарианская диета. Пост взрослого человека - это духовная практика, установленная церковной традицией. И здесь возникает другой вопрос - в чем тогда смысл «детского» поста, зачем вообще ребенку пост. Об этом мы спросили священника Максима Первозванского, главного редактора журнала «Наследник», отца девяти детей:

- С точки зрения Церкви - необходимо ли ребенку поститься?
- На этот счет нет задокументированного мнения Церкви. При этом существуют разные традиции.
- С какого возраста - тоже нет определенного мнения?
- Некоторые постятся с трех лет, некоторые с семи, но определенного понятия о том, как поститься ребенку и с какого возраста - тоже нет. В некоторых семьях постится вся семья, и дети постятся с момента перехода на общий стол. В пост просто нет в холодильнике ни мясного, ни молочного. При этом маленькие дети могут есть свою «специальную» молочную еду. В советское время многие священнослужители считали, что в пост ребенка должен быть только «без конфет», а все остальное - можно. Кто-то считает, что в пост ребенок должен не есть только мясо.
Есть два момента. Пост - ценность не сама по себе. Это вопрос сознательной жизни человека. Это духовная практика, а не заповедь Божия. Хотя сказано - «род сей изгоняется молитвой и постом», это помощь в борьбе со страстями.
- А для ребенка тогда в чем смысл поста?
- Здесь другой момент - педагогический. Пост приучает детей к воздержанию. При этом если в 7 - 8 лет ребенок не привык отказываться от мяса, ему будет уже очень тяжело научиться воздерживаться от каких-то продуктов. Так что самый простой способ приучить детей к посту - сделать пост частью жизни: как чистить зубы, ходить в школу.
- Как ребенку поститься в нецерковной школе?
- Если дети постятся дома, то им нужно поститься и в школе. Именно в такой ситуации пост становится сознательным выбором ребенка. Когда «домашней» привычки к посту нет - это сложно, конечно. А когда ребенок привык к посту, он уже сам хочет поститься. К тому же сейчас не советское время, в школе обычно и со стороны учителей, и со стороны других детей отношение к этому нормальное, ребята даже говорят: «О, ты постишься - круто!». Можно брать постную еду с собой. Рыбные котлеты, бутерброд с рыбой. Кстати, рыбу разрешают употреблять школьникам даже в самый строгий пост, и к тому же это отличный источник белка.
- Как постятся дети в вашей семье?
- С момента перехода на общий стол. В пост на столе у нас не бывает ничего непостного. Хотя маленькие дети едят свое молочное. Например, трехлетний малыш на ночь получает бутылку с кефиром.

Как это бывает в обычной современной семье

Теперь перейдет к вопросу «как». На самом деле действительно, дело в привычке. Я постилась с тех пор, как себя помню. Училась в обычной школе (уже не в советское время) - в пост брала с собой, например, яблоко (это в добавление к школьному завтраку, если будут давать сосиску: хлеб съедала, компот выпивала, и яблоко в довесок). На обед в школе обычно вполне постное первое, а на второе - знаю, мне повезло в жизни - наши школьные повара готовили специальную постную еду «для постящихся». И пока все ели котлеты, некотрые - и нас было не так чтобы сильно мало - с удовольствием уплетали картошку с квашеной капустой (между прочим, кладовая витаминов, которую «непостящиеся» не получали). В институте тоже в столовой Великим постом в меню ставили пометки: «постное». Вообще сейчас народ постится, так что никакого изумления этот факт не вызывает. Никто пальцем не тычет, и у виска не крутит.

Если дома на столе только постное, никакого подвига нет в том, чтобы не съесть мяса. Поди его найди. А вот в обычной школе простой обед - уже испытание силы воли. На самом деле нередко бывало, что очень хотелось эту самую сосиску съесть. И кругом все едят, едят, а у тебя внутри все сводит - нет, конечно не от голода, а от желания, почти страсти. Но если все знают, что ты «постишься», и вдруг увидят тебя с сосиской... Стыдно уже. Потом, к средней школе уже не так сложно. Кстати, это неплохой пример того, что ребенок обособляет себя от других детей, понимает, что он не должен и не может вести себя как все. Сначала - не есть сосику, хотя все едят. Потом - не курить, хотя все курят. Потом - не страдать от того, что «мне уже двенадцать, а я до сих пор ни с кем не целовалась». Ведь я со всеми, но не как все, это уже привычка - не следовать за большинством, а спрашивать себя: мне-то как лучше поступить? К тому же и одноклассники воспринимают такого «постящегося» в особом свете (даже дети в состоянии оценить подвиг добровольного отказа от колбасы), и в итоге часто «разрешают» ему быть «не как все», хотя другим обычно не спускают такой «провинности». Эта наша Маша «верующая», поэтому не пьет с нами на перемене «Кровавую Мэри», а вовсе не потому, что синий чулок. Здесь главное с самого начала считать и показывать все это как собственные убеждения, а не то, что «не повезло с родителями» - но это другой совсем разговор...

Итак, пост для детей. Это, конечно, не так просто организовать, даже если поститься вся семья. Пост может быть тяжким, скучным, непрерывным ожиданием «когда же он, наконец, закончится?! Еще целых шесть недель - да это полтора месяца!!!». А может быть так, что пост - в радость, даже детям. У нас в семье как раз это получается. Основной секрет - в том, чтобы пост... не был той самой «просто диетой». Задолго до поста мы, родители, напоминаем - скоро пост. И ни в коем случае не с тоской, и ни с тем, что побольше мяса есть, до поста наесться. Наоборот - с радостью. Дети хорошо чувствуют настроение родителей, и ловят именно его, а не морализаторские рассуждения. Перед Великим Постом на Масленицу - или в первый же день поста - мы вместе с детьми делаем «Календарь на пост». Большой лист, семь недель (на каждой строке - одна неделя). Над каждой неделей - свое название. Самые строгие недели - первая и четвертая обозначаются фиолетовым, страстная - каждый день совсем черный, «грустный» (кстати замечу, что некоторые постятся не все семь недель, а только эти «строгие» три недели). Все воскресенья делаем веселыми, желтыми или красными, и обязательно - с названием («Торжество Православия» и т.п.). И обязательно заканчиваем пасхальным днем - самый веселый, белый с красным, с яичком, или вырезанную открыточку приклеиваем. С детками постарше можно перейти к еще одному, очень важному аспекту поста - духовному. Например, выяснить, какой недостаток - один, не так важно, какой - можно попробовать исправить за этот пост. Не дразнить сестру. Или убирать за собой в комнате. Или не обманывать. Или не грубить бабушке.

В первый день Великого Поста (в русской традиции - «Чистый Понедельник») у нас день наведения порядка. Моем полы, дети тоже с тряпочками все чистят, протирают дверные ручки; сами моемся, надеваем все чистое. И потом весь дом кадим ладаном. На иконы вешаем черные, «постные» полотенца, меняем на кухне тюль - вместо праздничной, которая висела с Рождества, вешаем зеленую. То есть делаем весь дом «особенным», «постным», это настраивает на определенный лад. И вешаем на холодильник тот самый календарь. Наши дети знают, что все это будет в первый день поста, и с нетерпением ждут этого дня.

Следующий этап поста - четвертая неделя Великого поста, Крестопоклонная. Тоже «строгая». В третье воскресенье поста (вернее, под воскресенье) в храме выносят крест для поклонения, и все трижды делают земной поклон, поют «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». То же самое делаем и дома потом всю неделю. Уже необычно и интересно, правде? Но этого мало - по старинной русской традиции мы с детьми печем на этой неделе печенье в виде крестиков. Дети сами делают перекладинки и украшают крестики присыпками и ягодами. В пятое воскресенье поста, в день Иоанна Лествичника опять-таки по традиции печем из теста «лестницы». А там уже на подходе Лазарева суббота, и шестое воскресенье поста - Вербное, с вербочками, цветами... А там и страстная неделя, где почти каждый день - особый: в среду Иуда предал Христа, в четверг - день Тайной Вечери, Причастия, а вечером - 12 Евангелий, после которых надо донести до дома огонек из храма... Потом, в пятницу, день Распятия, вынос и погребение Плащаницы. Дети, конечно, бывают не на всех этих службах, но и небольшого участия достаточно для того, чтобы помнить эти дни, ждать и жить ими. А еще готовиться к пасхе - делать открытки, украшения для дома, красить яйца, деревянные и съедобные... Если знать все это - что ждеть тебя постом, если отмечать эти дни на календаре, то пост оказывается не тоскливым черно-серым никак-не-заканчивающимся однообразием, а особой жизнью, которой нет и не может быть в другое время.

А напоследок хочу сказать о том, что еще в детстве, еще в самом начале моей «постящейся» жизни я хорошо усвоила: без поста праздник совсем не тот. Мне всегда было жалко тех моих друзей, кто встречал пасху без поста. Если дни оказываются особыми, и еда становится особенной, и начинаешь всегда заново открывать для себя вкус обычной пищи. Это всегда - свежее, что ли? - ощущение жизни. Если елка будет стоять всегда наряженой - она больше не принесет в дом праздник. А еще я поняла уже сейчас, когда пощусь вместе со своими детьми: когда нельзя мясо, начинаешь открывать для себя такое многообразие растительной пищи, и котором часто напрочь забываешь в «скоромные» периоды. Оказывается, есть такое море способов приготовить овощи, каши! Но... все-таки, действительно, поститься совсем не обязательно. Не обязательно не есть молочного и мясного. Обязательно помогать тем, кто нуждается в нашей помощи, приносить мир и радость нашим близким, особенно, мужу, родителям, детям. А если не есть мяса и при этом огорчать тех, кто рядом - то пост станет просто вегетарианской (и очень полезной, конечно) диетой, и больше ничем.

Анна Сапрыкина, многодетная мама и педагог

Литература:
1. Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации. Составитель О.А.Платонов - М., 2000.
2. И.Шмелев. Лето Господне. - М., 2006.
3. А.М. Тимофеева. Беседы детского доктора. Издание 6-е. М., Теревинф, 2008.
4. Интервью с А. М. Тимофеевой: http://www.roditelinfo.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6&Itemid=11

Фотография календаря на пост сделана Наталией Пантюх

— Лариса Николаевна! В иных православных брошюрках и в Интернете можно прочитать, что диетологов слушать не надо, дескать, они не понимают в духовной жизни и плохо относятся к посту. Вы – диетолог с большим опытом. Как Вы относитесь к посту?

— Я не знаю ни одного своего коллеги, который бы плохо относился к посту, утверждая, что он вреден. Пост полезен, вредно бездумное отношение к нему, когда человек пренебрегает здоровьем, напрочь забывая, что врачи даны ему Богом и к их советам полезно прислушаться.

Вот, например, в канун поста пришла на прием женщина с серьезными нарушениями пищеварения. «Чтобы не обострилась болезнь, вам не стоит исключать молочное, поговорите об этом со своим духовником», — даю ей совет. В ответ категорическое: «Нет! Я всю неделю совсем ничего есть не буду!»

Я не берусь оценивать аскетические подвиги здоровых людей. Но если у пациента проблемы с печенью, желчекаменная болезнь, то отказ от еды и питья может спровоцировать приступ холецистита, желчекаменной болезни. Какой прок от неразумного «подвижничества», если в итоге у больной начнутся печеночные колики, если она лишит себя сил для нормальной жизни, а то и попадет на больничную койку? Был у меня случай, когда пациентка, страдающая диабетом, не сказала священнику о своей болезни, о предписаниях врача не исключать белковую пищу, попросила благословения на самый строгий пост. И получается, что диабетик, которому запрещены углеводы, ест в пост один хлеб и картошку, которые ему категорически противопоказаны. У человека зашкаливает сахар, он выключен из нормальной жизни, часто он уже не может молиться. Он попросту может умереть от комы. А потом начался ропот… Или взять случай, когда на моих глазах девочка-старшеклассница несколько раз падала в храме в обморок – она перед причастием «постилась» несколько дней на воде и просфоре.

Именно о такой ревности не по разуму говорит священник храма Рождества Христова г. Обнинска о. Владимир Войтов: «Знаю нескольких православных, которые в дни первой седмицы вообще ничего не едят до субботы. Всю неделю “подвижники” ходят “зеленые”, психика у них, можно сказать, “на нуле”. Под конец пятницы их уже ветром шатает от истощения… Я против такой практики. По предсказанию древних отцов и по общему мнению святых отцов последнего времени, крайние аскетические подвиги от нас, современных православных, отняты по причине нашей зараженности гордостью. Такие “экстремальные” подвиги не пойдут нам в пользу, а будут питать только гордость: “Я не как все!.. ” Очень трудно от этого чувства избавиться».

Надо всегда помнить, что тело – это храм души и относиться к нему как к храму. Представьте, как в нашем теле накопились хронические проблемы, началась разруха: печень подводит, поджелудочная барахлит, сердечно-сосудистая система не в норме. И ведь все это плоды нашей жизни. Никто к нам не пришел извне, не положил насильно в рот ничего плохого. Господь нам не посылает болезни просто так или, как самонадеянно думают некоторые, для испытания веры, будто мы уже подвижниками стали. Болезнь-то появилась потому, что ты к своему организму так относился, немерено потреблял сладкое, углеводистую пищу, жареное, копченое, наедался на ночь, объедался. То есть взял и сам разрушил свой храм. И не хочешь его восстанавливать.

И еще проблема – объедение во время поста той же постной пищей. Переедают, увы, практически все. Тогда как воздержание в пище подразумевает не только отказ от скоромных продуктов.

Если человек не понимает, что суть поста – воспитывать в себе воздержанность во всем, избавляться от излишеств, то он именно гастрономической стороне уделяет главное внимание. В итоге, придирчиво изучая этикетки продуктов на наличие там сухого молока и яичного порошка, человек может с удовольствием лакомиться «постным» майонезом (который даже в рот брать нельзя, поскольку там ядовитые трансгенные жиры, которые вреднее никотина и алкоголя), лишая растущего ребенка стакана молока, покупать ему «постные» конфеты или печенье с теми же трансгенными жирами, который называют на первый взгляд невинно – «растительный маргарин». Такой жир для растущего организма, да и для любого человека – яд. Для человека в возрасте – огромная нагрузка на поджелудочную, на печень и на те же самые сосуды, от этих жиров повышается уровень холестерина. Так что люди, страдающие заболеваниями сердечно-сосудистой системы, должны в первую очередь отказаться от трансгенных жиров.

— А чем лучше питаться в пост? Как-то довелось услышать: «А в чем проблема? Купил батон хлеба, намазал вареньем – и сыт».

— И какие будут последствия от такого «сладкого» поста? Сахарный шок.

Да, во время поста увеличивается соблазн есть много сладкого (варенье-то постное!). Но прием сладостей увеличивает нагрузку на поджелудочную железу. Может привести к панкреатиту и сахарному диабету. Сейчас почти и не вспоминают, что в XIX веке сахар в пост не ели, считали скоромным, его заменяли медом, сухофруктами.

«Сласти рождают страсти» – эта поговорка наших дедушек сегодня почти забыта. А зря. Ведь не случайно сластолюбие приравнивается к блуду. Сладкоежку грызет внутренняя страсть, он потакает лакомству. Утрачена культура будничной и праздничной еды, и мы видим, как все больше православных не мыслят своего поста без «постных» конфет, тортиков, печенюшек и других «утешений», которые в изобилии поставляются расторопными предпринимателями. Под видом подвижничества идет неосознанное чревоугодие. Мы вроде и постимся, да все равно какие-то лазейки находим: продукты на столе все те же – колбаса, даже «копченая», сосиски, всякие изыски, только «постные», сделанные из сои с различными вредными добавками. Разве это пост?

— И что же тогда есть, как правильно организовать в пост свое питание, чтобы не разрушить здоровье?

— Ничего сложного здесь нет. Просто надо знать о структуре и балансе постной пищи. Чаще всего у постящихся идет перегруженность углеводистой пищей, например, картофелем, а в нем огромное количество крахмала. Примерно в феврале картофель начинает зеленеть, его обрезай-не обрезай – в нем образуется салонин, яд, обладающий токсическим действием на организм. Были случаи отравления чипсами, «московским картофелем».

Лучше всего, если согласно пищевой пирамиде, в основе питания будут зерновые (гречка, пшено, чечевица, овсянка, макароны твердых сортов). Крупы содержат больше количество витаминов, которые со временем не разрушаются. Овощей и фруктов в день надо употреблять от 3 до 5 порций – 500 г, имея в виду, что одна порция – это один апельсин или одно яблоко. Можно заменять их 200 г сухофруктов.

Прекрасный источник витамина С – отвар шиповника, листовая зелень, цитрусовые, все ярко желтое – помидоры, тыква, сладкий перец.

В рационе должно быть достаточно белка растительного происхождения. Полноценные белки дают орехи, семечки, фасоль, бобы, горох, соя. Белки орехов хорошо сбалансированы по незаменимым аминокислотам. Ежедневно надо съедать около 100 г орехов (около 20 штук), что полностью удовлетворяет потребность также в растительном масле.

Чтобы не было проблем с пищеварительной системой, застоя желчи, питание должно быть дробным. Печень и поджелудочная железа не могут терпеть голода больше, чем 3-4 часа. Лучше придерживаться пятиразового питания – небольшими порциями. Это профилактика холецистита, желчекаменной болезни. Пить чистой воды 1,5-2 литра в день, принимать хороший витаминно-минеральный комплекс.

Если вам из-за возраста или по состоянию пищеварения необходимо молоко, то пейте его как лекарство. Конечно, это вовсе не означает, что вы со спокойной совестью можете есть лакомства из молока – например, мороженое.

Мне кажется, важнее всего помнить, что главное – это пост духовный, радость души. И если удастся в пост стать немного терпимее к ближним, а на телесном уровне отказаться от вредных привычек есть много мучного, наедаться на ночь, объедаться – то это будет маленькой, но значимой победой над собой.

Я бы закончила словами игумена Алипия (Светличного): «Поститься надо не столько по Уставу, сколько по совести! »

Беседу вела Алла Добросоцких

Прививочному делу около 200 лет, и зарождалось оно в обстоятельствах драматических. Инфекционные болезни были главной причиной смерти людей. Периодически планету сотрясали эпидемии. Лучшие умы человечества пытались объяснить природу заразных болезней и предупредить их. В ХIХ веке эта задача была блестяще решена. Чума, хо-лера, тиф, сибирская язва, натуральная оспа исчезли с введением карантина, дезинфекции, строительством водопроводов и систем очистки воды, устройством канализационных систем и санитарным просвещением населения. Какую роль сыграла в этом вакцинация, трудно сказать. Непредвзятый читатель слабо верит в то, что натуральную оспу победили прививками, а остальные инфекции так испугались, что ушли сами.

Сегодня инфекционные болезни занимают в списке причин смерти весьма скромное место. Но надежды наших предков на то, что победа над инфекциями даст человеку возможность жить долго-долго и счастливо, не оправдались. Другие болезни мучают человечество и безжалостно сокращают жизнь индивидуумов. Сердечно-сосудистые, онкологические, аутоиммунные заболевания, СПИД (в США вышел на 4 место), сахарный диабет (в США на 7 месте). И вот новый прогноз ВОЗ: через 20-30 лет приступы аллергии в тяжелой форме возглавят перечень всех причин внезапных смертей.

Все это означает, что у человечества в ХХI веке на I место встала новая проблема. Это проблема иммунитета. Ведь и за онкологические заболевания ответственна иммунная система, которая выбраковывает образующиеся дефектные, в том числе раковые, клетки.

Итак, новый виток драматической истории человечества. Давайте же в подражание нашим предкам решать главную проблему – как беречь и лелеять, от чего ограждать свой нежный иммунитет. Вот о чем нужно думать всем месте и каждому самостоятельно: как уберечь иммунную систему наших детей, чтоб наш род продолжался, как спасти наши жизни от новой чумы, от новой коварной напасти?

Где вы, лучшие умы человечества? Увы, умы… думают совсем о другом. Они застряли между прошлым и позапрошлым веком, они все еще борются с микробами, а за неимением чумы и холеры – с крошечными, безопасными и безобидными микробиками и микробчиками, которые отродясь не вредили человечеству сколько-нибудь заметно. Лучшие медицинские умы заняты тем, как обезопасить несчастное население планеты от краснухи, ветрянки, свинки, кори, гриппа – так заняты и так озабочены, что им некогда посмотреть в глаза новой реальности. Эта реальность перед глазами у любого медицинского начальника и называется «Перечень причин смерти». Все бы было не так страшно, если бы эта борьба с микробами велась за пределами человеческого организма! Увы… Высшие медицинские умы бьются с инфекциями на территории наших организмов, испытывая предел терпения нашего иммунитета все чаще и чаще.

Новые и новые вакцины производятся некими концерна-ми и внедряются в наши прививочные календари, как будто проблемы иммунитета вовсе не существует. Младенца до года заражают 9 раз ослабленными, но живыми вирусами и бактериями или убитыми, но при этом антигенно-активными. После года несколько реже, но с тем же упорством.

Растет статистика детских лейкозов, детского диабета, ревматоидного артрита, бронхиальной астмы. Молодеют болезни страшные, неизлечимые, двадцать лет назад невиданные у молодых – паркинсонизм, рассеянный склероз и многие другие. Все эти болезни отличаются от кори и краснухи тем, что неизбежно ведут к преждевременной смерти, резко перечеркивают качество жизни, требуют тяжелого и дорогого лечения, которое не ведет к выздоровлению, а лишь поддерживает существование организма.

Все меньше и меньше здоровых детей рождается в стране. Вместо того чтобы радоваться немногим здоровым и лелеять остальных, безжалостно заражаем тех и других в самом нежном возрасте ради чьих-то амбиций – победить на планете такую-то болезнь к такому-то году. Пытаемся вытеснить безопасную краснуху, корь, а взамен появляются ВИЧ, вирус атипичной пневмонии, птичий грипп.

Не каждый педиатр имеет счастье наблюдать за развитием детей, не имеющих ни одной прививки. До 16 лет они переносят не более двух-трех детских инфекций, притом легко и без осложнений. Они редко болеют, не имеют хронических заболеваний, выносливы к физическим нагрузкам и успешны в учебе и творчестве. Не побоюсь сказать, что они узнаваемы на улице, особенно малыши – свежий вид, здоровый румянец, а не следы аллергии на лице. Аргументы их родителей разные – «намучились со старшим, второго решили не прививать», «ознакомились с литературой» и даже «а мы сами врачи (биологи, животноводы…)». Ни разу не слышала обратного: «намучились от инфекций у старшего, младших усердно прививаем»!

И кстати о животноводах. В журнале «Эксперт» я прочла огромную статью об Игоре Бабаеве, процветающем бизнесмене, поставщике свинины мясокомбината «Черкизовский». Вот уж чье мнение о прививках является абсолютно непредвзятым, а потому интересным для нас. Оказывается, в начале своей карьеры он разорился, возрождая к жизни многоэтажные советские свинокомплексы. При невозможности соблюдения строгого санэпидрежима на таких гигантах ему приходилось свиней «прививать до ушей», в результате их мясо становилось НЕВКУСНЫМ! Глубокоуважаемый читатель! Не буду навязывать свои выводы по этому поводу, приглашаю Вас поразмышлять об этом на досуге.

Врач педиатр-гомеопат
Калитеевская Ольга Игоревна.
Санкт-Петербург